Бизнес идеи, бизнес планы, бизнес литература, бизнес в сети интернет.

 

 
Главное меню
CD - ОТКРОЙ СВОЕ ДЕЛО
 
Последние новости
  • Диск был обънавлен теперь на диске 1160 бизнес идей
  • Добавлены примеры бизнес планов
  • Программа "Домашние финансы".
 
КАК СОСТАВИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

Практическое пособие для начинающих

Что такое бизнес-план?

Бизнес план может быть толстым цветным документом с множеством таблиц и графиков, а может быть написан от руки на листке бумаги…

Главное, он должен быть ПЛАНОМ, выполнение которого позволит получить ПРИБЫЛЬ, ради чего и начинается любой БИЗНЕС.

Бизнес-идея

В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.

Она может быть выражена одной фразой, например: «Буду шить дома шапки из меха!»

Бизнес-идея — это только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень сильно зависит от правильного выбора бизнес-идеи. Только очень опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыльным бизнес, основанный практически на любой бизнес-идее. Новичку нужно выбрать очень хорошую бизнес-идею.

Какой должна быть бизнес-идея, чтобы ее можно было посчитать хорошей?

Она должна быть потенциально УСПЕШНОЙ и ПОДХОДЯЩЕЙ для бизнесмена.

Успешная бизнес-идея

Ни для кого не секрет, что бывают ситуации, когда некоторый бизнес «без особых усилий» начинает быстро развиваться - можно вспомнить быстрое завоевание России йогуртами. Фирмы, торговавшие йогуртами, росли как на дрожжах. На тот момент бизнес-идея поставлять в Россию из-за рубежа йогурты была потенциально успешной, только очень неумелый человек мог сделать убыточным такой бизнес.

Эту же идею в настоящее время можно смело назвать проигрышной, отечественные йогурты продаются в каждом магазине, импортные йогурты вряд ли ожидает теплый прием покупателей как минимум из-за их высокой цены и насыщенности рынка.

Большинство начинающих предпринимателей недолго раздумывают над выбором бизнес-идеи, ориентируясь исключительно на примеры, которые у всех на виду. Бизнес-идея, выбранная по такому принципу, как правило, содержит ссылку на этот образец: «Буду торговать мороженым, как моя знакомая».

Может ли быть успешной такая идея? Может, но наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.

Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.

Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной.

Например, один предприниматель решил изготавливать специально защищенные светильники для подъездов жилых домов. Его выбор был основан на том, что существующие защищенные («гаражные») светильники оберегают лампочку от ударов, но не предотвращают ее кражу. Сконструированный им светильник был неказист, но зато делал невозможной кражу лампочки и всего светильника без специального инструмента.

Этот начинающий предприниматель предложил товар, которого не было на рынке, поэтому его бизнес-идею стоит оценить как очень успешную.

Как же найти оригинальную идею?

Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.

Часто не требуется даже придумывать, достаточно только применить увиденное в другой области. Гибкие шланги использовались очень широко, но при подключении сантехники всегда применяли металлические трубы. Из-за этого приходилось вызывать сантехника, он гнул трубы и с использованием сварочного аппарата, наконец, устанавливал кран. Потом догадались выпустить специальные шланги для водопровода. Теперь каждый может подвести воду к крану на кухне самостоятельно с помощью обычного гаечного ключа.

Иногда идея уже используется, но в другом регионе или стране. Очень много идей до сих пор привозят наши соотечественники с Запада, и наоборот, во время перестройки большой популярностью за рубежом пользовалась наша периодика с «советами домашнему мастеру».

Но не всякая оригинальная идея будет успешной.

Очень много зависит от того, есть ли объективные предпосылки для ее успеха.

В Перми сейчас активно развиваются салоны, занимающиеся изготовлением портьер. Это вполне оригинальная и своевременная идея, т.к. большинство их нас прекрасно понимает, что окно может быть закрыто не только примитивной занавесочкой. Но немногие могут грамотно выбрать дизайн, а тем более качественно изготовить портьеры.

Однако идея открыть подобный салон в поселке будет оригинальна, но явно не успешна.

Успешная идея должна быть подкреплена следующим:

— покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет. В некоторых случаях покупатель может еще не знать о вашем товаре, но тогда он должен понимать его полезность для него. Например, покупатель может не знать о существовании какого-то лекарства, но он понимает его полезность;

— покупатели должны быть готовы заплатить вашу цену товара. Все бы мы хотели иметь автомобиль, но не у всех есть деньги на его покупку. Если вы решаете вопрос о производстве экологически чистой сметаны, то не достаточно спросить десяток односельчан, нужна ли она им. Почти все едят сметану и все предпочитают экологическую чистоту. Все ответят – да! Но если спросить, заплатят ли они за экологически чистую сметану вдвое дороже, то ответ, скорее всего, будет отрицательным.

Потребность в продукте совсем не то же самое, что готовность выложить за него деньги.

Спрос на оригинальный товар очень сложно оценить. Казалось бы, и полезен новый товар, и недорого стоит, но покупать его почему-то не спешат. Просто покупатели не готовы воспринять ваш товар или услугу.

Необходимо считаться с тем, что люди не меняют резко своих привычек. Картофелечистки существуют не один десяток лет, стоят они не дороже ножа и сильно упрощают чистку овощей, но до сих пор многие противятся их использованию и чистят картошку по старинке.

Именно поэтому успешная бизнес-идея не должна быть «излишне» оригинальной. Торговля чудо-товарами может оказаться как сверхприбыльной, так и разорительной. Зато продажа слегка улучшенных обычных товаров пусть и не принесет златых гор, но и убыточной точно не станет.

Тут мы подошли к еще одному условию успешности бизнес-идеи: чем меньше рисков – тем лучше.

Вложение своих денег в покупку морозильного лотка для торговли мороженным летом выглядит очень заманчиво, однако, если лето выдастся дождливым, то заработать ничего не удастся. В то же время торговля хлебом гораздо менее рискованный бизнес.

Подходящая бизнес-идея

Даже самая успешная бизнес-идея может быть совершенно не подходящей для вас. К примеру, сейчас комиссионная торговля переживает второе рождение, и мысль открыть комиссионный магазин представляется перспективной. Но если вы никогда не были связаны с торговлей и плохо ориентируетесь в ценах, то вам не стоит этим заниматься.

Подходящая бизнес-идея – это такая идея, которая опирается на возможности бизнесмена, его знания и опыт.

Как определить, подходит ли вам та или иная идея бизнеса? Проще простого: ответьте на вопрос, почему именно вам этот бизнес удастся лучше, чем другим.

В первую очередь, следует оценить свои профессиональные навыки. Имеете ли вы образование и опыт в той сфере, в которой собираетесь заняться бизнесом? Если да, то это уже огромный плюс.

Вполне возможно, что вы не профессионал, но способный любитель-самоучка. Это тоже неплохо. Большинство женщин не обучались на парикмахера или визажиста, но они понимают в этом толк, им нравится эта деятельность. Женщине не потребуется много времени для того, чтобы достичь профессионального мастерства. Именно поэтому подобный бизнес гораздо более подходит женщинам, чем мужчинам, хотя среди известных парикмахеров – немало мужчин.

Редко кто рассматривает свое хобби как основу бизнеса. А жаль, это очень подходящий бизнес: вы много знаете в этой области, имеете опыт, любите свое хобби, а сделанная с любовью работа обязательно будет оценена потребителем, будь то вышивание бисером или выращивание цветов.

Наконец, бизнес может быть подходящим в силу ваших личных особенностей. Печатанье на машинке требует аккуратности и терпения, такая деятельность аккуратному и терпеливому человеку подойдет гораздо больше, чем быстро печатающему, но делающему много ошибок. Не стоит становиться продавцом тому, кто не любит общаться с людьми и свободное время проводит один перед телевизором.

Бизнес может оказаться подходящим, если вы имеете какое-то оборудование для его ведения или площади для его размещения. Например, если вам в наследство достался старенький частный дом рядом с бензоколонкой, то вам вполне может подойти придорожная торговля, ведь у других, пусть более опытных бизнесменов, нет столь удачно расположенного участка земли.

Подведем итог: ваши особенности – знания и умения, черты характера, имущество, которым вы владеете – могут делать вас более приспособленным для ведения какого-то бизнеса. Вы сразу получаете преимущество по отношению к тем, кто данными качествами не обладает.

Выбор бизнес-идеи

Выбор успешной и подходящей бизнес-идеи будет проще сделать, если вы воспользуетесь специальной методикой, изложенной в приложении № 1 (см.ниже). Не поленитесь заполнить таблицу – изложенные на бумаге доводы позволят значительно лучше осмыслить достоинства и недостатки различных вариантов.

От бизнес-идеи к бизнес-плану

Бизнес-идея, сформулированная в виде одного предложения, может быть гениальной, но из нее непонятно, что же нужно делать, чтобы получить заложенные в ней миллионы. Искусство бизнеса состоит не только в поиске бизнес-идеи, но и в ее грамотном осуществлении.

Организовать успешный бизнес ничуть не проще, чем построить хороший дом. Стали бы вы строить дом без детального плана?

Создание плана требует тщательности и учета всех деталей. Если вы уже поняли, что делает планируемый бизнес успешным, а что этому мешает, то первый шаг сделан. Если вы можете ответить, почему он вам подходит – это еще один шаг.

Теперь пора задуматься над вопросом: «КАК я буду этим заниматься?»

Работа с клиентами

Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься.

Первое и главное заблуждение начинающих бизнесменов насчет клиентов можно выразить примерно такой фразой: «Все будут покупать мои деревянные ложки, потому что они – лучшие!»

На самом деле, клиентам нужны не деревянные ложки как таковые, а удовлетворение их потребностей, например:

— иметь сувенир, элемент дизайна кухни в народном стиле;

— пользоваться ложкой, не царапающей антипригарное тефлоновое покрытие.

Различие в потребностях влечет за собой различие в критериях выбора товара покупателем:

— искатели сувениров будут в первую очередь обращать внимание на красоту, при этом им совершенно безразлично, удобно ли этой ложкой есть;

— те, кто использует тефлоновые сковородки, купят не раскрашенную ложку и будут пристально оценивать, насколько удобно ею пользоваться.

Можно ли продать одну и ту же ложку обеим категориям покупателей? Можно, если сделать ее такой, чтобы она удовлетворяла обе потребности. Например, это может быть ложка, декор которой будет не нарисован, а вырезан или выполнен выжиганием.

Чем больше потребностей способен удовлетворить товар, тем больше покупателей захочет его приобрести.

Еще одна ошибка начинающих – представление о том, что они прекрасно знают, почему клиенты покупают их товар. «Женщины приходят ко мне стричься, потому что я отлично стригу,» – утверждает парикмахер. Однако, если спросить самих клиенток, то причин будет намного больше:

— приемлемая цена;
— с мастером приятно поболтать;
— нравится интерьер парикмахерской;
— сюда же ходит начальница;
— салон расположен на 3 этаже и прохожие не могут заглянуть в окно;
— и еще много самых разнообразных причин...

Несомненно, мастерство парикмахера ничем не заменишь, но если посетители очень ценят возможность поговорить с мастером, то разговорчивый посредственный мастер может легко переманить клиентов у молчаливого суперпрофессионала.

Хорошее обслуживание клиента всегда направлено на удовлетворение его потребностей. Но как узнать эти потребности?

Крупные фирмы проводят специальные опросы покупателей, которые охватывают сотни клиентов. Им задают не один десяток вопросов. Индивидуальному предпринимателю это не под силу, но у него есть свое преимущество – он ежечасно лично общается с клиентами и может многое о них узнать.

Во-первых, необходимо нарисовать портрет среднего клиента.

Рассмотрим небольшой магазинчик бытовой химии, расположенный у остановки в жилом районе. Его посетителями, скорее всего, будут возвращающиеся с работы женщины. Они хотят по пути домой купить средство для мытья посуды. В представлении этой группы покупателей главная потребность, которую удовлетворяет магазинчик, – это экономия времени. Поэтому вечером магазин должен работать до тех пор, пока основная масса людей не вернется с работы. Цена для этих покупателей не столь решающий фактор, в этом магазине они не делают закупок впрок. Даже ассортимент продукции не столь значим, потому что покупки делаются вынужденно, клиент готов купить не то средство, которым он обычно пользуется. Эта группа клиентов вряд ли станет приобретать в этом магазине косметику или парфюмерию. Такие покупки не делаются мимоходом, их можно отложить до похода в специализированный магазин.

С помощью среднего портрета клиента удалось сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен. Раз покупатели не так привередливы к марке товара, то на прилавке можно держать всего два-три наименования каждой группы товаров, а не по десятку выпускаемых зубных паст или стиральных порошков. Это реальная экономия денег!

Во-вторых, нужно внимательно слушать, что спрашивает клиент, и стараться понять его потребности.

Например, вы торгуете спортивной одеждой, и подошедший к вам клиент спросил: «А этот костюм из чистого хлопка?» Что можно сказать о потребностях клиента? Он ищет одежду из натуральных материалов, поэтому дальнейший разговор с ним нужно строить в этом ключе. Он заинтересуется, если ему предложить модель прошлого сезона, но из необходимого ему хлопка. Вполне вероятно, что он решит ее приобрести. С другой стороны, если клиент спросил: «А этот «Найк» настоящий?» – то предлагать ему модель прошлого сезона опасно, он может просто обидеться. Ведь из его вопроса понятно, что ему нужна модная одежда известной фирмы.

Слушайте клиента, и он сам вам подскажет, как продать ему товар.

Поскольку клиент удовлетворяет потребности, конкурентами вашего товара будут не только аналоги, но также все товары, удовлетворяющие ту же самую потребность.

Пусть вы решили торговать хрустальными изделиями. Кто будет вашим конкурентом? Если сказать, что конкурентами будут продавцы фарфора или ювелирных изделий – это вызовет удивление. Однако если вспомнить, что хрусталь почти всегда покупается в подарок, то станет понятно: подарком является не только сервиз или кольцо, но и кухонный комбайн или галстук. Круг конкурентов гораздо шире, чем казалось вначале.

Конкуренция

Уже на стадии планирования бизнеса надо оценить уровень конкуренции, с которым вам придется столкнуться, и наметить пути «победы над конкурентами».

Необходимо знать, что бывают виды деятельности, где конкуренция всегда очень сильна. Примером может служить торговля картофелем. Производителей и продавцов картофеля очень много и жесткая конкуренция между ними приводит к низкому уровню цен.

В условиях сильной конкуренции продавцы могут привлекать покупателей почти исключительно с помощью низких цен. Понятно, что таких условиях очень трудно организовать прибыльный бизнес.

По возможности следует избегать видов деятельности, которые втянут вас в ценовую конкуренцию. Лучший вариант – отсутствие прямых конкурентов. Но это возможно только при оригинальной бизнес-идее.

Что делать, если все-таки придется столкнуться с конкуренцией?

Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.

Особенным можно стать различными путями:

— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);

— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);

— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» - на молодежь).

Очень важно, чтобы отличие положительно воспринималось основной группой клиентов, потому что другую часть клиентов оно может оттолкнуть. Некоторые кафе, ориентированные на рабочую молодежь, обычно имеют нарочито грубое обслуживание и оглушительно громкую музыку не самого высокого качества, однако для их аудитории это является привлекательным моментом. Кафе, расположенное рядом с ПТУ или в окраинном жилом массиве, может выбрать подобный стиль, т.к. значительная часть посетителей отреагирует положительно. А вот кафе в престижном районе, скорее всего, разорится, ведь туда чаще заглядывают респектабельные люди среднего возраста.

Для оценки конкурентоспособности вашего будущего бизнеса и разработки плана конкурентной борьбы следует составить список конкурентных преимуществ. Этот список включает факторы, позволяющие вам победить в конкуренции.

Конкурентные преимущества бизнесмена, планирующего заняться продажей с лотка кондитерских изделий, может выглядеть следующим образом:

— свой дом рядом с местом торговли, что позволит обойтись без автомобиля для ежедневной перевозки товара и оборудования, а также избежать затрат на аренду склада;

— наличие товароведческого образования и опыта работы с кондитерскими изделиями, что поможет грамотно формировать ассортимент и давать квалифицированные советы покупателям;

— самостоятельно изготовленная витрина, дающая покупателям хорошо рассмотреть товар, а также крупные и детальные ценники, отпечатанные дома на компьютере.

Конкурентные преимущества почти всегда строятся на более полном удовлетворении потребностей клиентов.

В приведенном примере конкурентные преимущества основаны на предоставлении клиенту более полной информации о товаре (внешний вид, название, цена и консультация продавца).

В рекламе нужно акцентировать внимание на свои конкурентные преимущества, т.к. клиент сам может и не догадаться об их наличии. Если Ваш хлеб отличается от хлеба, выпекаемого конкурентом, добавкой витаминов, то это надо явно отметить в рекламе, а не рекламировать его только как исключительно свежий. Хлеб конкурента не менее свежий!

Риски

Риски - это те обстоятельства, которые не зависят от бизнесмена, и могут привести к существенному ухудшению бизнеса (уменьшению прибыли, сокращению числа клиентов, а то и вовсе к невозможности дальнейшей деятельности).

Описать риски до начала бизнеса необходимо для того, чтобы:

— оценить вероятность того, что планируемые показатели бизнеса (прибыль, количество клиентов) не будут достигнуты;

— заранее определить, чего следует более всего опасаться, и наметить пути нейтрализации негативных последствий.

Как пример, приведем перечень рисков для распечатки текстов на домашнем компьютере:

— компьютер может сломаться, что потребует значительных затрат на ремонт;

— могут сильно подорожать расходные материалы для принтера, из-за чего придется повысить расценки, и потерять часть клиентов;

— быстрое распространение домашних компьютеров позволит их владельцам распечатывать тексты дома;

— в образовательных учреждениях могут открыться компьютерные классы, где клиенты смогут делать все самостоятельно.

Самым серьезным риском является риск поломки, но его можно уменьшить путем регулярной профилактики и точного соблюдения правил использования. Другие риски, хотя и не столь высоки, но им практически нечего противопоставить. Обобщая эти риски, можно констатировать, что распечатка текстов на компьютере является умирающим бизнесом, и это самый большой риск.

Но небольшая модификация может существенно изменить перспективы: перевод бумажных документов в электронный вид – растущий бизнес, который, кроме того, не зависит от риска подорожания расходных материалов.

Стоит подумать и над тем, как изменить бизнес, чтобы вообще уменьшить риски.

Риски могут быть оправданной платой за большую прибыль, но неопытному предпринимателю лучше начинать бизнес с более надежных вариантов.

Начало бизнеса

На основе изучения клиентов, конкуренции и рисков нужно составить детальный план действий для организации бизнеса. В него должно войти все, что необходимо для начала: площади, оборудование, обучение, регистрации и пр.

Возьмем самый распространенный пример – пошив одежды на дому. В первую очередь определимся, какое будет необходимо оборудование:

— швейная машинка;
— оверлок;
— гладильная доска;
— утюг.

Какая нужна будет машинка? Достаточно ли будет бытовой многооперационной машинки, или придется приобретать профессиональную машину? Можно ли будет пользоваться тем утюгом, который уже имеется, или нужен утюг с более сильным паром?

Надо также решить, можно ли все это оборудование разместить в квартире, не потребует ли оно трехфазного электропитания, которого в жилых домах не делают?

Аналогично нужно составить список всех работ по подключению и наладке оборудования, регистрации в качестве предпринимателя, а также регистрации в налоговой инспекции.

Соберите весь список в таблицу. Пометьте то, что уже имеется в наличии. Оцените стоимость того, что необходимо сделать, а также срок, в течение которого все это может быть сделано.

Стоимость того, что необходимо будет оплатить, составит единовременные затраты на начало бизнеса.

Имеются ли у вас эти деньги? Можете ли вы их достать? Лучше рассчитывать на собственные сбережения, а не рассчитывать на кредит, ведь вы только начинающий предприниматель, и ваш бизнес может не удаться.

Для сокращения единовременных затрат стоит еще раз проанализировать, можно ли первое время обойтись без каких-то трат, отнеся их с начала деятельности на тот период, когда бизнес уже начнет приносить плоды.

Возможно, вам просто нужно отказаться от «наполеоновских планов», и не планировать свой бизнес «на уровне мировых стандартов». Начните с небольшого объема, с простых товаров и услуг, а когда поймете, что бизнес удался, купите все необходимое.

Установив сроки выполнения всех работ, вы получите дату начала деятельности. До этого момента вы не будете получать деньги от клиентов. Не слишком ли он поздний? Будет ли вам хватать на жизнь в течение этого периода после оплаты единовременных затрат?

Нельзя игнорировать те работы, которые не требуют затрат, например, регистрации в налоговой инспекции, т.к. эта работа займет у вас определенное время. Если вы не учтете сроки этих работ, то запланируете начало деятельности на более ранний период, чем это будет возможно. В результате ваши средства могут кончиться до того момента, когда поступят деньги от клиентов.

Доходы и расходы

После того, как вы определились со стоимостью и длительностью подготовительного периода, надо начать рассчитывать текущие финансовые показатели.

Если ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячные показатели. Примерами таких видов деятельности являются работа парикмахерской, продажа продовольственных товаров, ремонт телевизоров.

Первым делом необходимо оценить месячный доход. Это может быть сделано несколькими способами:

— узнать выручку у конкурента, который работает в аналогичных условиях (обычно продавцы не делают секрета в дневной выручке, если вы скажете, что планируете заняться таким же бизнесом, но в другом микрорайоне);

— оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумму покупки, вычислить месячный доход (количество клиентов и среднюю сумму можно уточнить, просто наблюдая в течение нескольких часов за работой конкурента).

Оценку дохода необходимо обязательно чем-то подкреплять. Не поленитесь расспросить и понаблюдать. Самая основная причина неудач – завышенный уровень ожидаемых доходов. Вам может казаться, что 100 клиентов ежедневно – это не так уж и много. Ваше суждение может быть основано на посещении рынка в воскресенье, но по этому нельзя судить, ведь есть и рабочие дни.

Если вы собираетесь оказывать несколько различных услуг или производить несколько товаров, то стоит оценить спрос на каждый из них. Это потребуется для подсчета расходов.

Необходимо учитывать только текущие (ежемесячные) расходы, единовременные были учтены в расчете начала бизнеса.

Расходы надо сгруппировать по видам. Например таким образом:

— сырье и материалы;
— закупка товаров;
— арендная плата;
— зарплата наемных работников:
— платежи по социальному страхованию с зарплаты работников;
— коммунальные платежи;
— ремонт оборудования;
— прочие.

Не ежемесячные, но почти регулярные платежи, вроде ремонта оборудования, стоит включать в виде усредненного месячного значения. Если ремонт требуется примерно раз в полгода, и стоит он в среднем 1500 рублей, то ежемесячно получается 250 рублей (1500 рублей / 6 месяцев).

Если доход оценивался по списку услуг, то и расходы следует считать также по отдельным услугам. Это повысит точность расчета.

Суммируем все расходы за месяц. Если теперь вычесть из месячного дохода суммарный расход за месяц, то получится прибыль. Но это прибыль до налогообложения.

В некоторых случаях для налогообложения следует посчитать годовые доходы и расходы.

Для расчета налогов лучше обратиться к специалисту, т.к. существует несколько различных вариантов уплаты налогов:

— стандартное налогообложение (НДС, налог с продаж, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц);
— упрощенная система (НДС, единый социальный налог, патент);
— единый налог на вмененный доход (фиксированная сумма, зависящая от вида деятельности и других параметров).

Предположим, что вы попадаете под стандартную систему налогообложения, годовой доход составляет 100 000 рублей, расходы – 60 000 рублей, прибыль – 40 000 рублей. Расчет налогов будет выглядеть так:

— НДС не платится, т.к. выручка за три месяца не превышает 1 000 000 руб;
— налог с продаж: доход 100 000 руб. х 5% / 105% = 4 761 руб;
— единый социальный налог: прибыль 40 000 руб. х 22,8% / 100% = 9 120 руб;
— налог на доходы физических лиц: (прибыль 40 000 руб. – единый социальный налог 9 120 руб.) х 13% / 100 % = 4 014 руб.

Чистая прибыль после уплаты налогов составит: 40 000 – 4 761 – 9 120 – 4 014 = 22 105 рублей в год, или около 1 842 рубля в месяц.

В случае, если расходы и доходы не поступают равномерно, что характерно для сельского хозяйства (весной расходы, а осенью – доходы), то необходимо составлять помесячный расчет. Этот расчет покажет не только прибыль (доходы минус расходы) по каждому месяцу, но и так называемое движение денежных средств.

Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, несмотря на то, что бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку и принять решение о путях ее устранения: изменением плана или получением кредита.

Пример расчета движения денежных средств имеется в приложении № 2 (см. ниже), там же описано, как он составляется.

Оформление

Бизнес-план должен быть написан в расчете на человека, не знакомого с вашим бизнесом. Бизнес-план должен дать ответы на два вопроса:

— Почему этот бизнес жизнеспособен?
— Насколько он прибыльный?

Уделите особое внимание описанию бизнеса, клиентов, их потребностей. Должна быть понятна последовательность работ, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения.

Описание конкурентоспособности и рисков покажет, что вы хорошо изучили выбранный вид деятельности.

Расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемых показателей выручки и расходов, должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены.

Пример бизнес-плана приведен в приложении № 3.

Приложение № 1

Выбор бизнес-идеи

Подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.
Бизнес-идея
Внешние факторы
Личные факторы


Почему этот бизнес будет успешным?
Почем у этот бизнес может не быть успешным?
Почему именно мне стоит этим заняться?
Почему именно мне не стоит этим заниматься?

Изготовление деревянной мебели
1. Все больше ценятся индивидуальные вещи.
2. Люди озабочены экологической чистотой.
1. Ручная мебель стоит дороже.
2. Из Белоруссии привозят качественную и не очень дорогую деревянную мебель.
1. Я профессионал в изготовлении мебели.
2. У меня есть оборудованная мастерская.
1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель.
2. У меня аллергия на мебельные лаки.




БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА СОТОВОЙ СВЯЗИ

Источник: http://www.md-bplan.ru

Открывать или не открывать салон сотовой связи? Конкуренция на этом рынке растет. Остался ли еще шанс вложить деньги так, чтобы получать реальные доходы?

По самым оптимистическим прогнозам, минимальная сумма, с которой рекомендуется начинать подобное дело, составляет 25 000 долл. Средняя рентабельность у сетевых точек, например у салонов «Техмаркет», сегодня 20%. У «дикого» салона, над входом которого не висит вывеска «раскрученного» брэнда, она будет меньше. К тому же специалисты до сих пор не могут дать четкой оценки емкости столичного рынка. Они утверждают, что, если сохранятся все существующие на текущий момент условия, то салон окупится примерно через год.

Так как же оградить свои вложения в эту сферу от излишнего риска? Профессионалы уверяют, что для тех, кто все-таки решается пойти по этому непростому пути, существуют только два варианта: открыть точку, примкнув к «раскрученной» сети салонов сотовой связи, или начать бизнес в регионе. Тем более что положение на рынке сотовой связи в некоторых областях России сравнимо с 95-м годом в Москве…

Перетекающие подключения

Прибыль в бизнесе сотовой связи поступает из нескольких источников: подключение к сотовой сети новых абонентов, продажа телефонов, карточек и аксессуаров.

На аппаратах можно получить 10–12% прибыли, на аксессуарах — 25–30%, на телефонных и Интернет-картах — 15–20%.

Но основной доход всегда приносили бонусы за подключение от компаний–операторов. Размер бонуса зависел от тарифа: за абонента, подключившегося к БИ+, можно было получить 15–25 долл., а за подключение по дорогим безлимитным тарифам — до 100 долл. В среднем размер вознаграждения составлял 30 долл. Но к 2003 г. снижение этого дилерского вознаграждения сделалось весьма ощутимым, что вызвало у крупных сетевых компаний опасения и стремление избавиться от ставшего малодоходным у мелких сетей и одиночных салонов бизнеса.

Число абонентов, подключенных к сотовой связи стандарта GSM, составляет 8,5 млн. Все они разделены между тремя основными операторами. Примерно поровну приходится на БИ ЛАЙН и МТС — около 4 млн. на каждого. И полмиллиона подключено к «МегаФону». Официальные статистические данные показывают, что глубина проникновения на столичном рынке находится на пределе и равна приблизительно 75%. Тот же показатель для Московской области с ее 15-миллионным населением находится на уровне 50%. Сегодня сетевые лидеры активно открывают точки в Подмосковье. Но делают они это не потому, что уровень продаж и подключений в Москве падает.

«“Техмаркет” регулярно увеличивает свои объемы продаж, — комментирует генеральный директор фирмы “Техмаркет” Вадим Зеленин. — Скорее всего, рынок еще будет расти. Сколько на самом деле людей живет в Москве, никто толком не знает, потому что очень много приезжих нигде не зарегистрированных жителей. Кто только не пытался угадать, когда же произойдет насыщение: и операторы, и дилеры операторов. Кричать, будто насыщение наступит не сегодня–завтра, начали уже в 2000 г. А рынок по-прежнему развивается. По нашей осторожной оценке, окончательное насыщение произойдет в конце этого года. Из-за того, что между операторами идет жесточайшая борьба за абонентов, 15–20% подключенных будет перетекать от “МегаФона” к БИ ЛАЙНу и МТС и обратно в течение года. После этого московский рынок исчерпает свой потенциал».

У других специалистов оценки менее жесткие. «Не секрет, что основная прибыль дилера сотовой связи образуется от первичных подключений, — делится своим мнением директор по рекламе компании “Максус” (“Связной”) Алексей Чеботок. — На втором месте доход от продаж сотовых телефонов и аксессуаров. Удивительно, но вопреки всем мрачным предсказаниям ежемесячный объем первых подключений почему-то не снижается. Он держится на уровне 300 и более тысяч уже несколько лет. Не совсем понятно, за счет какого потенциала набирается эта цифра. Есть предположение, что недооценено в абсолютном выражении население московского региона. Причем очень серьезно. И второй предположительный источник новых подключений — широкие слои населения с невысоким доходом, которые начали потреблять эту услугу недавно. А они весьма чувствительны к цене. В условиях, когда клиент может без всяких последствий расторгнуть контракт и отреагировать на более привлекательное предложение, такие потребители легко меняют оператора. Последние это быстро поняли, поэтому снизили дилерское вознаграждение».

Продажи

Сегодня в Москве работает 3500 салонов сотовой связи. Самые крупные компании — «Евросеть», «Связной», «Техмаркет», «Диксис», «Бета Линк» и «Анарион».

«“Евросеть” имеет свыше 180 точек продаж, — анализирует ситуацию Вадим Зеленин. — “Связной” — 120, “Техмаркет” — 92. “Диксис” в основном оптовая компания. С “Анарионом” и “Бета Линком” получается, что на рынке действуют пять сильных игроков, имеющих развитые торговые сети. Если представить, что в среднем на каждого из них приходится по 100 торговых точек, то крупные компании в совокупности владеют 500 салонами. Все остальное — субдилерский сегмент. Из чего следует, что на данный момент слухи о том, будто маленькой фирме на этом рынке не выжить, сильно преувеличены. По крайней мере, сейчас.

Оптимизм вселяют и прогнозы предстоящих продаж телефонных аппаратов. Благодаря тому, что сотовые телефоны, в отличие от компьютеров, “апгрэйду” не подлежат, их “парк” на Западе целиком обновляется каждые полтора года. В России данный период составляет 2–3 года. Это означает, что каждый год только в Москве может быть реализовано около 4,5 млн. аппаратов».

Франшиза

В 2000 г. к сотовой связи подключился миллионный абонент. С тех пор количество абонентов выросло в 8 раз. Конечно, такого бешеного скачка доходов в этом секторе рынка больше не будет. Но некоторые специалисты уверяют, что самый лучший способ заработать в данной области независимому инвестору — заключить договор франчайзинга с одной из крупных сетей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Многие фирмы, работавшие все это время под вывеской “Салон связи” или под аналогичным ничего не значащим названием, продают свои точки и переходят на какой-то другой вид деятельности, — рассказывает директор по маркетингу компании “Бета Линк” Наталья Клибанова. — Это связано с тем, что, во-первых, в связи с последними изменениями на рынке сети укрупняются. Очень многие скупают сети поменьше или единичные торговые точки, которые становятся нерентабельными для своих хозяев. Игроки ищут любой способ захватить новый кусок пирога и занять освобождающиеся удобные или новые площади в торговых центрах. Многие обращаются к стрит-ритейлам и даже к рынкам. Одним из удачных способов расширения сети наши специалисты считают франчайзинг. Это выход обоюдовыгодный и для нас, и для мелких фирм, обратившихся в нашу компанию за помощью.

Работа по франшизе с крупной сетью выгодна по многим причинам. Во-первых, у солидной компании, как правило, заключено несколько дистрибьюторских соглашений с основными фирмами–производителями оборудования. В то время как обычный московский субдилер перекупает оборудование у прямых дистрибьюторов и зарабатывает на его продаже 7–8%, сами прямые дистрибьюторы берут оборудование без предоплаты (просто имеют более льготные условия покупки). И полученная маржа порой превышает 12%. Хотя на продаже “серых” ввозимых нелегально телефонов можно заработать и все 20–30%, однако подобный бизнес причисляется к разряду почти криминальных и в крупных компаниях категорически запрещен.

Рекламное продвижение товара на рынке, маркетинговые акции — все это дистрибьюторы и производители осуществляют совместно, что вдвое снижает рекламные затраты. Положительный эффект от подобных мероприятий распространяется, безусловно, и на франчайзи, работающего под “раскручиваемой” маркой. Кроме того, франчайзер предложит своему подопечному полный спектр партнерских услуг, начиная от подбора и оформления помещения, заканчивая обучением персонала и, если возникнет необходимость, ведением бухгалтерии».

Шаг за шагом

Из лидеров рынка по франчайзинговой схеме работает «Диксис», активно ищет партнеров в этой области компания «Бета Линк». Но есть фирмы, которые принципиально отказываются от подобных схем развития, например «Максус». Компания «Техмаркет» предпочитает идти по интенсивному пути оптимизации расходов.

«Мы рассматриваем кандидатуры абсолютно всех обратившихся к нам с предложением заключить франчайзинговое соглашение, — рассказывает коммерческий директор “Бета Линк” Андрей Завидонов. — Это могут быть и уже существующие салоны, которые, например, не выдерживают жесткой конкуренции, и фирмы, владеющие или арендующие помещение, в котором раньше у них был другой бизнес. Мы принимаем и тех, кто никогда раньше не работал на этом рынке и только задумывается над тем, с чего начать: обратиться к нам или все же сначала подыскать помещение?»

Прежде чем бросаться разыскивать помещение, специалисты «Бета Линка» настоятельно рекомендуют обратиться в компанию. Возможно, будущему владельцу новой точки, которая станет работать под маркой «Бета Линк», не придется заниматься поисками вовсе.

Первое и главное требование к будущему франчайзи — интеллигентность его фирмы в целом. Если у него уже имеются торговые площади, то желательно, чтобы они находились в респектабельных местах и были не меньше 50 кв. м для магазина, стоящего отдельно, и не меньше 20 кв. м для точки, расположенной внутри торгового центра. Именно такая площадь, по мнению специалистов компании, позволяет грамотно размещать товар и удобно обслуживать покупателей. Соблюдение этого требования необходимо, чтобы новый салон плавно интегрировался в сеть «Бета Линк» и выглядел с ней как единое целое.

У компании, предоставляющей франшизу, как правило, уже сложилась определенная репутация на рынке, и всегда есть пара–тройка заманчивых риэлторских предложений про запас. Тем же, кто начинает этот бизнес с нуля, она может предложить уже имеющиеся варианты помещений. Но даже если свободных площадей на тот момент нет, то отправляться на их поиски лучше под маркой «раскрученной» сети. Это поможет, например, одержать победу в тендере за право «сесть» в крупном торговом комплексе или просто позволит выгодно отличаться от других претендентов.

«Не советуем торопиться и вкладывать какие-то деньги, не посовещавшись с нами. Иначе средства могут быть потрачены впустую», — рекомендует Наталья Клибанова.

Затем необходимо получить разрешение у компаний–операторов. Обычно все заботы по оформлению этого документа берет на себя франчайзер. Операторы могут отказать в регистрации, если неподалеку есть другие салоны, предлагающие их услуги. Согласно требованиям МТС, расстояние между ближайшими точками его представителей должно быть не меньше 200 м, у БИ ЛАЙНа — 500 м, у «МегаФона» — 300 м. Иногда компании–операторы идут на уступки. На каждую точку выезжает специальная комиссия, представляющая интересы оператора. И если новый салон имеет какие-то плюсы — парковку, удобный подъезд, хорошее оформление, — то расстояние до ближайшей точки может не учитываться.

Все, что больше нуля

Для компании–франчайзера важно общее состояние помещения и торгового оборудования, а также оформление витрин. Она, скорее всего, предложит купить уже имеющееся оборудование или приобрести новое, используя все скидки и возможности, которые есть у нее как у крупного покупателя.

Деловые связи франчайзера пригодятся при оформлении оставшихся разрешительных документов: разрешения на право торговли в районной управе, СЭС и пожарном надзоре.

Четких требований по посещаемости, предъявляемых компаниями к уже имеющейся площади, как правило, нет. Неплохо, конечно, когда в магазине с отдельным входом бывает 200–500 человек в день, но это не обязательный минимум. Есть примеры, когда после перехода салона под вывеску и стандарты сети посещаемость возрастала в 3–5 раз. Обычно при заключении франчайзингового соглашения текущая посещаемость не обсуждается.

«Нам не интересны точки, где продается менее 50 телефонов в месяц, — рассказывает Андрей Завидонов. — Но все зависит от потенциала. Возможно, в данном салоне просто в силу специфических требований к сотовой связи не могут продавать по 200 аппаратов. У них неправильный ассортимент, несвоевременное снабжение, плохо обученный персонал, отсутствует правильная наружная реклама. И сейчас реализуется только 30. Но это не значит, что после изменений они не станут продавать по 200 аппаратов».

Минимальная сумма, необходимая для открытия салона сотовой связи самостоятельно и по франшизе, тоже различна.

Чтобы открыть маленький салон, требуется 25 тыс. долл. Сюда входит аренда на полгода вперед, капремонт, закупка торгового оборудования, компьютеров, кондиционера, тепловой завесы для зимы и т.д. Для компании «Бета Линк» первоначальные оборотные средства, необходимые для закупки товаров, составляют примерно 100 тыс. долл. Начинающим можно порекомендовать вложить 50 тыс. долл. Итого первоначальный оборотный капитал для самостоятельного салона составляет 75 тыс. долл.

Если же будущий владелец салона планирует заключить договор франшизы с компанией «Бета Линк», то ему нужно иметь минимальную сумму в 25 тыс. долл. Из них 10 тыс. потребуется на аренду, витрины, мебель и т.п. и 15–20 тыс. — на закупку товара. В каждом конкретном случае эти цифры могут быть и больше и меньше, ведь в зависимости от исходных данных франчайзер предлагает различные варианты экономических решений. Для этого совместно с будущим подопечным составляется бизнес-план.

Владельцы маленьких павильонов, расположенных в переходах метро, как правило, предлагают покупателям «трубки» 5–10 моделей. Но для 20-метрового магазина этого уже мало. Там оптимально иметь на витрине 30–40 моделей телефонов. У крупных сетей иные требования к ассортименту точек, работающих с ними по франшизе.

«Мы открываемся только в крупных торговых центрах, делаем хорошие салоны с высоким уровнем обслуживания, качества и с большим ассортиментным рядом, — рассказывает Наталья Клибанова. — Но компания ориентирована на все группы потребителей: и тех, кто не может себе позволить покупать телефоны дороже 100 долл., и на средний ценовой сегмент, и на высокий. Поэтому в данный момент ассортиментный ряд салонов “Бета Линк” — порядка 60 позиций».

Компания–франчайзер, как правило, имеет собственную группу аналитиков, которая занимается изучением московского рынка, спроса и текущего состояния продаж. Все это помогает сформировать правильный ассортимент для данного конкретного места и давать грамотные рекомендации франчайзи. Компания также обязательно поможет минимизировать затраты на поддержание ассортимента, уменьшить складские остатки, максимально ускорить оборот и повысить доходность за счет доставки оборудования к непосредственному пользователю.

В штате магазина должно быть не менее двух менеджеров по продажам. В случае наплыва покупателей один из них будет показывать телефоны, а другой — заполнять контракты. Продавцам легче работать, если у покупателей меньше вопросов. Поэтому лучше не пожалеть времени на оформление ценников. Важно указать не только стоимость телефонов, но и информацию о них.

Но солидные компании предъявляют, как правило, более строгие требования к персоналу. Поэтому все сотрудники вашего будущего салона пройдут специальное обучение в учебном центре.

Регионы

На заре эпохи сотовой связи, в далеком 1995 г., в Москве было всего пять салонов, и в них выстраивались очереди желающих приобрести контракт стоимостью 5 тыс. долл. Те времена безвозвратно прошли, но спрос на сотовую связь в регионах по-прежнему высок. Раньше открывать там точки никто особо не стремился, потому что уровень жизни простого человека в глубинке не позволял иметь «мобильник». Сегодня же зарплаты растут, да и крупные сети только приступают к освоению российских областей. Поэтому у начинающих здесь есть хорошие шансы на успех. Конечно, в небольшом городе продажи будут меньше, чем в столице. Но и расходы на аренду, зарплату сотрудникам и рекламу окажутся ниже московских в несколько раз. И бизнес здесь может быть ничуть не менее прибыльным, чем в столице. Правда, успех во многом зависит не от наличия «коммерческой жилки», а от умения договариваться с местными властями и местной братвой.

В настоящее время путь Москвы повторяет Санкт-Петербург. Этот процесс стимулируется выходом на питерский рынок московских операторов: 1,5 года назад — МТС, в этому году — БИ ЛАЙН. Некоторые из крупных игроков демпингуют. Например, предоставляют бесплатные звонки в первые две недели после заключения контракта. Ситуация в других областях легче.

«Открыть свое дело в регионе — неплохой шаг, — считает Вадим Зеленин. — Там сотовый бизнес только начинает развиваться, поэтому установилась более высокая торговая наценка на телефоны. Если в Москве — 19%, то там — 20–25%, иногда 30%. Бонус же за подключение меньше, чем в Москве. Однако в регионах стоят очереди, и, возможно, у многих владельцев только что открывшихся там салонов есть шанс в ближайшие пару лет заработать сумму, сравнимую с московскими доходами в период “сотового” бума».

«Директор-инфо»

Голосования
CD - ОТКРОЙ СВОЕ ДЕЛО
  
Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 9

Главная .... . Email:Spundex@mail.ru

Copyright © 2004-2006 Spundex. WebDesign © Spundex. Spundex@mail.ru
Hosted by uCoz