Золотое правило успеха в любом начинании гласит: "Главное - вовремя оказаться в нужном месте!" Хотите начать свой бизнес? - Прекрасно! Посмотрим, где нужно находиться этой весной, чтобы уже осенью не обнаружить себя на мели. Прежде всего следует определить, как долго вы намерены заниматься бизнесом: один сезон, "на пробу", или же намерены продолжать дело и в дальнейшем, если оно выгорит и принесет ожидаемые плоды.
Сезонный бизнес
В сезонном бизнесе важна высокая окупаемость в короткий период - не ниже 60%, а также его оригинальность. К тому же емкость ниши должна быть не слишком велика, чтобы не заинтересовать крупных игроков, которые могут давить вас ценами.
Каждый год появляются все новые бизнесы, и они могут успешно крутиться весь сезон. Но, в то же время, из списка перспективных для малого предпринимателя направлений выпадают те, которые раньше считались просто золотой жилой. Так, например, потеряло всякий смысл с небольшим стартовым капиталом открывать салоны красоты в крупных городах. Более того, даже солидным одиночкам в обеих столицах становится все труднее выживать, они постепенно сдают позиции под натиском сетей и эксклюзивных заведений.
Еще одна плохая новость - летние кафе-времянки перестали приносить сверхприбыли. Этот бизнес - удел профессионалов. Людям надоело сидеть на пластиковых стульчиках, им хочется комфорта. Причем эта тенденция прослеживается и в регионах.
Все сложнее пробиться на рынок сезонным озеленителям - сейчас здесь правят бал солидные бюро по благоустройству ландшафтов. Они берут не только звучными именами и опытом работы на рынке, но и тем, что гарантируют клиенту поддержание территории "на высоте". Сезонным командам такие обещания давать не под силу.
Аналогичным образом дело обстоит и с клинингом: если еще пару лет назад можно было спокойно подзаработать на мытье окон в своем квартале, то сейчас многие из тех, кто готов платить за эту услугу, а не браться за стеклоочистители самим, предпочитают иметь дело со знакомыми фирмами.
В то же время свободных ниш для сезонников меньше не становится. И, что очень отрадно, появляется все больше возможностей для жителей небольших городков и сельчан.
"Мушиная" ферма
Начнем с этого, на взгляд горожанина, противного, но, безусловно, перспективного дела. Год назад наш рейтинг весенних стартов возглавляло вермикультивирование - разведение калифорнийских красных червей. Самым весомым аргументом в их пользу являлась символическая стоимость субстрата, да и сами "производители" ценного удобрения доступны гражданам с весьма умеренным достатком. Однако смекалистый российский народ пошел дальше! Нашелся "домашний зверь", для которого субстрат не требует никакой подготовки, например свежий навоз (коим закрома родины пополняются усердной работой птице- и свиноферм со страшной скоростью). Да и сам зверь поступает (а точнее, прилетает) бесплатно.
Речь идет об обыкновенной комнатной мухе. Именно ее личинки, в народе называемые "опарышами", способны переработать такую органику без ущерба для себя и с пользой для человека. Естественно, для того, который не побрезгует иметь с нею дело. Сегодня существует несколько версий культиваторов для разведения личинок мух. Все они довольно просты - навоз, ящик, сетка. В течение недели в одном культиваторе перерабатывается 100–150 кг птичьего помета или навоза свиней, при этом получается 15 кг опарышей и 45–55 кг биоперегноя, готового к внесению под огородные культуры сразу после выемки из культиватора (урожай овощей удваивается).
Рой мух над фермой виться не будет, если не проморгать сроки: полный цикл развития от яйца до взрослой особи - 7 дней. Культивировать личинку комнатной мухи можно не только на помете или навозе, но и на любых органических отходах. В живом виде личинка мухи скармливается птице, при этом та не болеет и стремительно набирает вес, увеличивает яйценоскость. Примерно такой же эффект у парнокопытных и даже у пчел. При производстве товарной рыбы в прудах, в садках и бассейнах мушиным потомством можно полностью заменить зерновые корма и получить солидный прирост "поголовья". Расположив на бассейне размером 6 х 6 метров четыре культиватора, можно собрать урожай в 5 тонн рыбы. При таких показателях назойливое жужжание комнатной мухи звучит, как песня!
Вымостить дорогу в светлое будущее
Благоустройство загородных домов и участков вокруг них - дело прибыльное, особенно, если использовать новые идеи. Замостить дорожки для клиента можно хоть итальянским мрамором. Однако гораздо большим спросом у широких слоев населения будет пользоваться тот мастер, который предложит сэкономить не в ущерб качеству. Изготовление тротуарной плитки - достаточно выгодное дело, однако оно требует капвложений в пределах 15–20 тысяч долларов, аренды помещений, штата работников и т. д. Между тем, недавно американская фирма Hummer разработала и запатентовала новый, так называемый "шаблонный" способ создания тротуарных дорожек и площадок. Сейчас этот способ, как самый экономичный и простой, широко распространился в США, и его охотно берут на вооружение отечественные умельцы. Для него требуются цемент, песок, вода и специальные тротуарные шаблоны.
Погонный метр готовой двухцветной дорожки шириной 70 см обходится изготовителю в 30–40 долларов. К тому же с применением шаблонного способа повышается качество тротуаров и одновременно уменьшается стоимость за счет отсутствия складов, помещений под производство плитки, бордюров и так далее. Этот метод позволяет людям, не имеющим опыта подобных работ, изготовить из бетона плитку и сразу правильно уложить ее в тротуар. При изначальных капиталовложениях в размере всего 400–500 долларов в сезон рентабельность составит не менее 300%.
Еще одна возможность заработать на владельцах загородной недвижимости - заняться прокладкой современных систем орошения. В этом случае вашими клиентами будут люди состоятельные, и неплохие деньги здесь можно получить не на обороте, а на приличной цене. Дело в том, что дорогостоящий посадочный материал, который используют ландшафтные фирмы при благоустройстве участков, без дополнительного полива может просто погибнуть, и вся работа (за которую заплачены немалые деньги) пойдет насмарку.
Сегодня продавцов поливочного оборудования не так уж и много, поэтому войти в этот рынок несложно, особенно, если стать дилером и создать свою монтажную бригаду. К примеру, оборудование для орошения 0,1 га обойдется в 200–250 долларов, столько же будут стоить проект и выполнение самих работ. Впрочем, с увеличением площади участка расходы увеличиваются незначительно: орошение 1 га некоторые фирмы предлагают за 2–2,5 тысячи долларов в комплексе с проектом, доставкой и установкой оборудования.
Надувательство и оформительство
Продавать шарики у метро и на остановках общественного транспорта уже не рентабельно. Население вяло реагирует на надувных Винни-Пухов и прочую мультяшную живность; разве что "сердечки" идут неплохо на Валентинов день.
Зато расцвел надувательско-оформительский бизнес - в первую очередь, благодаря очень соблазнительному для клиентов соотношению "цена/получаемый эффект". Основной оборот сегодня делается на компаниях, проводящих праздники, выставки, презентации. Для создания гирлянд, панно и объемных фигур из разноцветных надувных шаров нужны плюсовая температура, сами шары, рыболовная леска сечением 0,9 мм, алюминиевая проволока, скотч и способности дизайнера. Один метр гирлянды в оформлении стоит около 5 долларов. При этом шары для него обходятся примерно в 1 доллар, прочие расходы - 10 центов. За вычетом стоимости труда, все остальное составляет прибыль.
Необходимые знания и навыки можно получить на регулярных семинарах, проводимых фирмами, продающими шары оптом. Дороже всего обойдется электрический компрессор для надувания шаров - 220 долларов, хотя в некоторых городах его уже можно взять в аренду. Впрочем, некоторые умельцы для этих целей с успехом используют бытовые пылесосы.
Аэродизайн (так называется это направление оформительского бизнеса) обладает огромными преимуществами по сравнению с использованием традиционных материалов, если надо в считанные часы создать декорации на сцене, преобразить и заполнить пространство большого зала оригинально и броско. Например, работая в ночном клубе, оформители просто вынуждены укладываться в жесткие рамки его расписания. В такой ситуации нет никакой возможности заниматься монтажом конструкций из фанеры или пластика, к тому же не надо забывать, что на разборку их уходит, как правило, примерно столько же времени. Так что спрос на данный вид оформительских услуг, похоже, будет только расти.
Климат-контроль
Из предмета роскоши в разряд вполне доступных бытовых приборов постепенно перешли кондиционеры и прочие устройства, позволяющие создавать благоприятный микроклимат в квартире. Этот рынок является одним из наиболее динамичных и самых сезонных. Решения об установке техники до сих пор нередко принимаются спонтанно. Когда на улице жарко, резко увеличивается объем заказов от частных клиентов, которые о покупке кондиционера не думали и затраты не планировали. Скажем, собирали деньги на отпуск. Но когда пригревает, и в доме невозможно даже спать, приходится покупать кондиционер. Готовиться к "авралам" необходимо заранее: монтажные и сервисные бригады во всеоружии должны встретить знойные дни.
Занятие это довольно прибыльное: летом в Москве на одном кондиционере с монтажом можно зарабатывать от 150 до 500 долларов. Маржа в среднем составляет процентов 20, в сезон, в зависимости от региона и погоды, она может вырастать до 70–80. У новичков, желающих попробовать себя на этом поприще, есть три потенциальные возможности развития: организовать сезонную монтажную бригаду, пополнить в летние месяцы кондиционерами уже имеющийся в собственном распоряжении магазин бытовой техники или стать дилером. Для организации бригады требуется минимум вложений - оплатить услуги диспетчера, принимающего заказы, и дать объявления в газеты. Кроме того, можно подрядиться к другой фирме-продавцу, у которой либо нет монтажной бригады, либо просто "не хватает рук". Продавая технику как сопутствующий товар, следует позаботиться о том, чтобы по окончании сезона она не залежалась на складе. Кроме того, очень вероятно, что вам придется нанять монтажную бригаду, так как многие клиенты требуют установки кондиционера "под ключ". Объем вложений для того чтобы стать дилером, будет определяться объемом закупок. Но в среднем для регионов России она составляет 10–20 тысяч долларов, для Москвы - 50–100 тысяч. В сущности, количество денег влияет на темпы развития фирмы, но не является в данном случае определяющим фактором. Главное - подходящие климатические условия региона и хорошая покупательная способность населения. Остальное, как говорится, дело техники!
Сладкая жизнь
Считается, что пчела - очень трудолюбивое создание. Хотя, как оказалось, с точки зрения рентабельности, обычной мухе она и в подметки не годится. Зато пасека гораздо более симпатичный и, можно сказать, даже романтичный вид бизнеса. По крайней мере, так выглядит со стороны. Разведение пчел всегда считалось уделом избранных, его не чурались ни Лев Толстой, ни Эдисон, ни Мендель, ни Дарвин, баловался пчелками Черчилль, пасечником на досуге заделался и мэр Москвы Лужков. У последнего в подмосковной резиденции - пчельник на 50 ульев, очень даже приличное хозяйство, надо сказать. Как хобби всё это выглядит весьма пристойно. Но можно ли прожить с пасеки?
Как показывает практика, можно и прожить, и заработать. Основное условие - вы должны быть готовы не просто приятно проводить время среди жужжания пчел и медового аромата, а работать и жестко планировать свое развитие. В особенности, налаживать каналы сбыта. Перспективы есть, но усилия придется приложить немалые. А пасечники, как правило, народ философсконастроенный. Впрочем, как сезонный приработок пчеловодство вас не разочарует в любом случае, разве что завидущий сосед пройдется вдоль летков с баллоном дихлофоса.
Рентабельным такое предприятие становится, начиная с 75 ульев. Пасека требует расходов, но они не сопоставимы с тратами на фермерское хозяйство. Организация пасеки на 100 семей требует затрат порядка 400 тысяч рублей. Сюда входят сами пчелы при цене 1 500 рублей за семью, аналогичные расходы на ульи для них, покупка первой, стартовой партии вощины, 50 фляг для меда, инвентарь для пчеловода и обустройство трех точков для самих ульев.
Впрочем, можно и сэкономить. Например, на первых порах купить старые, списанные ульи в разорившихся колхозах по 3–5 долларов за штуку, или вообще взять их там даром, это уж как повезет. Многие пополняют хозяйство, ставя ловушки на пчелосемьи "на природе", когда начинается роение и есть вероятность, что в ловушку "заселится" молодой рой.
В любом случае, затраты на организацию большой пасеки удастся отбить не раньше, чем через два года. За сезон со 150 пчелиных семей, торгуя только медом, можно выручить порядка 350 тысяч рублей. Ускорить процесс окупаемости можно, если продавать не только мед, но и другие продукты пчеловодства. В идеале, чтобы не оставлять деньги перекупщикам, хорошо открыть собственный, пусть и небольшой, магазин. Другой вариант - "раскрутить" городскую сеть аптек на организацию "медового уголка": фасованный мед, прополис, пыльца, мази на основе пчелиного яда и прополиса. Хорошим подспорьем может стать сбор воска у пчеловодов региона. И, наконец, есть немалый спрос на самих пчел у любителей, которых с каждым годом становится все больше.
Но основная возможность быстрого роста и хорошей прибыльности заложена в идее перехода на современные технологии. Средний американский пчеловод обслуживает до 1 000 пчелосемей, для большинства российских и 100 семей - это много, поскольку они до сих пор пользуются дедовскими технологиями. Впрочем, все дело в том, как относиться к пчеловодству: будет оно для вас полезным хобби или основным бизнесом. По всему миру есть огромное количество полупрофессионалов, которые держат по 30–100 ульев и совмещают пчеловодство с работой где-нибудь еще.
Сезонный старт
С каким товаром или предложением уместно стартовать именно весной, чтобы получить максимальное ускорение для своего новорожденного бизнеса, который вы собираетесь холить и лелеять не один год? Как правило, ответ прост: найдите новое решение для старой проблемы или освойте нишу, куда никогда не пойдут крупные автоматизированные предприятия, там, где велика доля ручного труда. Главное, чтобы именно этот труд был вам по душе, неважно, что это - составление букетов, стрижка собак или выращивание перепелок. Это как раз тот случай, когда вы можете заниматься своим любимым делом и получать за это вполне приличные деньги.
Ателье по переделке-подгонке одежды
Одно из самых быстрых, дешевых и актуальных предложений - организация ателье по подгонке и ремонту одежды. Как известно, магазины готового платья торгуют вещами, рассчитанными на некий усредненный стандарт. Раньше наши женщины с разной степенью успешности отпускали, ушивали и латали платья сами. Теперь у них на это нет ни времени, ни желания, ни умения.
К тому же все чаще люди покупают дешевую одежду на распродажах, даже если она не особенно подходит по фигуре. И лишь единицы обращаются в ателье, чтобы сшить себе вещь на заказ. Впрочем, очевидно, что готовой одежде люди отдают предпочтение во всем мире - не зря у Дома моды Версаче 60 миллионов долларов долга.
Поэтому держать ателье по пошиву одежды имеет смысл только модельерам с громким именем. Безвестным же мастерам очень трудно конкурировать с мировыми брэндами, которые несколько раз в год продаются с большими скидками, так что для них самое время менять профиль.
Ателье по подгонке укорачивает или удлиняет рукава и штанины, вставляет новые молнии, перекраивает "от кутюр" на нестандартные формы. Услуги стоят, в зависимости от сложности работ, от 200 до 2 000 рублей за вещь. Верхний потолок достигается в том случае, когда вещь приходится перекраивать всю заново.
Капиталовложения в этом бизнесе минимальны. Оборудование можно купить списанное, отечественные швейные машинки и оверлоки обойдутся в 500–700 рублей за экземпляр, для салона на первых порах можно ограничиться всего тремя-четырьмя. Помещение для этого бизнеса лучше всего арендовать в недорогих торговых центрах, можно в спальных районах. Однако визитки разумнее раздавать в достаточно дорогих магазинах. Заказчики многочисленных агентств каталожной торговли также могут стать постоянными клиентами ателье "переделкиных", поэтому есть смысл наладить контакты и с бюро заказов.
Можно купить уже готовое ателье. Цены отнюдь не пугающие. Так, ателье по ремонту одежды в Санкт-Петербурге, расположенное в торговом центре, на оживленной улице, у станции метро и оснащенное полным комплектом необходимого оборудования и мебели, стоит всего 5 300 долларов. При потоке клиентов около 200 в месяц и средней сумме заказа около 350 рублей отбить его удастся за полтора года. При этом повсеместно наблюдается явная тенденция к росту числа клиентов. Похоже, овчинка стоит выделки!
Цветочный бизнес
В условиях жесточайшей конкуренции нужно быть очень искусным предпринимателем, чтобы торговать срезкой. Другое дело - продавать дизайн, то есть букеты и композиции. Главным человеком в цветочном бизнесе стал флорист. И его задачи очень расширились: помимо составления самих букетов для покупателей, салоны флористики доставляют товар по городу, оказывают помощь в оформлении домашних и офисных интерьеров и даже берут растения на лечение или на время отпуска их владельца.
Для организации цветочного магазина требуется не так уж и много вложений. Без учета стоимости аренды помещения потребуется на первых порах порядка 10–12 тысяч долларов. Причем 5 тысяч из них уйдут на стартовую партию цветов - срезки и горшечных растений, а также аксессуаров. Потребуются и три холодильных шкафа для хранения срезки. Лучше всего купить б/у - для этой цели вполне годятся шкафы для напитков.
Стоит также установить фитолампы над наиболее светолюбивыми растениями; они к тому же привнесут в атмосферу салона "островки лета". Целесообразно потратиться на ароматы (фруктовые - летом, хвойные - зимой). Также хорошим тактическим ходом является расположение рабочего места флориста прямо в демонстрационном зале: когда он работает на глазах у посетителей, это действует приблизительно так же, как процесс приготовления пищи в ресторане с открытой кухней.
В целом, по отзывам специалистов, салон цветов окупает себя и начинает приносить прибыль примерно через полтора года. В то же время средний салон при хорошо поставленном деле приносит 10–15 тысяч рублей выручки в день.
Зверская красота
Всего около 8 тысяч долларов потребует и организация салона красоты для животных. Как показывает опыт первопроходцев, с каждым годом бизнес по уходу за ними становится все более прибыльным. Первый специализированный салон-парикмахерская для домашних питомцев появился в Москве в 1995 году, сейчас здесь успешно работают более десятка профессиональных салонов, в Санкт-Петербурге - 4. Появляются они и в других крупных городах.
Наиболее простой вариант - мини-салон, который мог бы на официальной основе собрать под своей крышей нескольких опытных груммеров (специалистов полного цикла действий по уходу за животным: от стрижки, мытья, сушки, расчесывания до подрезания когтей и чистки ушей). Минимум оборудования, необходимого для организации одного рабочего места салона, как правило, включает в себя: стол для грумминга стационарный (от 200 долларов), мойка (от 200), фен (от 100), электрическая машинка для тримминга (60–200), сменные ножи и лезвия к ней (от 15), ножницы, щетки, расчески (от 15 долларов). И, конечно же, специализированная косметика. По утверждению некоторых практиков, при благоприятных условиях и разумной организации бизнеса через год такой салон сможет предоставлять услуги на 100–150 долларов в день (при средней стоимости процедуры по уходу за одним животным в 20 долларов). При ежемесячных затратах на содержание от 1,5 тысячи долларов общий период возврата вложений составит примерно три года.
Дополнительный доход может принести организованный при салоне магазин по продаже аксессуаров. Кроме того, обычно такие заведения предоставляют услуги по пошиву одежды для домашних животных - попонки и комбинезоны пользуются особенно большим спросом в прохладное время года.
Птичку - не жалко!
Любить природу и братьев меньших вообще становится выгодно. Вот, скажем, возьмем перепеловодство. У нас оно пока не получило должного развития, при том что о пользе перепелиных яиц и деликатесном вкусе мяса самих пташек наслышаны все. В Японии ежегодно производится свыше восьми миллионов перепелов, в Китае - более двадцати пяти миллионов. В России в год - не более трехсот тысяч, и, по оценкам специалистов, этот рынок у нас освоен едва ли на 20%.
А между тем, это классический малый бизнес. Крупным производителям "мелочь пернатая" не интересна: уход за перепелами - полностью ручной труд. Чтобы выйти на рынок, рекомендуется начинать с 500–700 перепелов. Для их содержания достаточно помещения в 15–20 кв. м. Благодаря плодовитости и быстрому росту уже через год поголовье пернатых может увеличиться до 5 000 особей. Полностью обустроенный птичник с 500–700 перепелками обойдется в 810 тысяч долларов. Окупить все первоначальные расходы можно уже за два-три месяца работы. Предприниматели, которые хорошо организовали сбыт продукции, утверждают, что рентабельность перепелиного "производства" достигает 50–70%.
Больше всего перепелиных яиц продается на рынках и в супермаркетах, тушки перепелов поставляют, главным образом, в рестораны. Но, учитывая диетические и даже лечебные свойства перепелиных яиц, можно попытаться наладить их сбыт в домах отдыха, детских садах, санаториях, на турбазах.
Фирма вяжет веники
Несмотря на поголовное засилье техники, старые добрые орудия труда по-прежнему пользуются хорошим спросом. Возьмем, к примеру, веники из сорго. Вы, вероятно, очень удивитесь, но на многих современных производствах они просто незаменимы. Натуральные веники, прошитые лозой, а не пропиленовым канатом, в больших количествах закупают нефтеперерабатывающие заводы. Если подметать полы вениками, скрепленными полипропиленовым шпагатом или пластиковыми щетками, накапливается статическое электричество, и может проскочить искра. Практически все производства, связанные с горючими материалами (а у нас их множество) не могут использовать пластиковые щетки по этой же причине.
Несколько лет назад небольшая воронежская фирма "Хозпромснабворонеж" наладила производство веников у себя на родине и засеяла все окрестности экзотическим сорго, из которого получаются лучшие веники. Сейчас она не только поставляет свою продукцию на предприятия "Северстали", в "Шереметьево-2", Управление делами Президента и в розничные сети, но и экспортирует ее за рубеж.
Между тем, рынок далеко не заполнен. Сорго - одна из самых неприхотливых культур, выращивание "веников" - дело нехитрое. Сорго собирают в сентябре, а потом вяжут веники в течение всего года. А вот вязание веников - довольно тяжелая ручная работа, требующая физических усилий. Вовсе не обязательно растить и вязать веники самим, достаточно загрузить этой работой жителей сельской местности и руководить процессом с высоты начальственного положения. Главная задача руководства - организовать каналы сбыта. "Хозпромснабворонеж" размещает заказы на изготовление веников у фермеров, а также в колонии для малолетних преступников. Переплюнуть эту фирму можно в два счета, если автоматизировать производство. Для этого придется сделать специальные станки, поскольку веники в нашей интерпретации за рубежом не распространены, там есть только устройства, позволяющие изготавливать метлы на деревянных палках.
Агротехника возделывания сорго проста, зерно стоит мизер, норма высева - 10–15 кг на 1 га, а на выходе получается свыше 4 000 веников. Средняя оптовая цена готовой продукции хорошего качества - 15 рублей, зато в магазине веник может стоить и в 10, и в 15 раз дороже, все зависит от амбиций руководства. При просто смешных затратах с одного гектара можно получить до 45 тысяч рублей чистого дохода. Будем веники вязать?
Евгения Ленц
|