Глава из книги "Внутрифирменное
планирование"
Автор: М.И. Бухалков
Изд-во "Инфра-М"
Создание новых проектов
предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности,
последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых
конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам
не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного
проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Основными объектами бизнес-планирования
в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные
инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на
соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом
и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать
предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским
или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический
результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать
выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
Следовательно, любой инновационный бизнес-проект
должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей
производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на
зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в
своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю
банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести
максимальный доход разработчикам нового проекта.
Бизнес-планы являются для наших производителей
новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим
наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы
разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные
с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой
и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий
и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации
производства, повышением качества товаров и производительности труда.
В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило,
имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение
доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции,
создание новых рабочих мест и т.д.
Выбранная социально-экономическая цель
фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной
деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом
бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия
разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий
подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям
проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и
услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью
достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных
направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных
или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации
и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может
быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие
новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в
переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков,
расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка
комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы
нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям
и предпринимателям.
Бизнес-план представляет собой, по определению
И. В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого
предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также
устанавливает способы их решения [30. С. 5]. Бизнес-план в конечном счете
должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений,
как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель
должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело
доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти
вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает
правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует,
что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как
долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим
предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана
служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной,
хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка
такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего
бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия
самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное
участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно
необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления
тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов.
Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных
в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического
развития предприятий и новых бизнес-планов.
В период становления рыночных отношений
среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том,
что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование.
Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость
совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях.
Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В. М.
Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой
деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику
рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты
хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения.
В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить
все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической
или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке.
Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида
деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую
оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана,
обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых
показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.
Таким образом, практика планирования подтверждает
тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов,
сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между
этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии
у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного
планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.
Во-первых, бизнес-планирование,
в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования,
включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну
из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового
вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным
образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия,
тогда как социально-экономическое планирование может включать различные
виды совместной текущей и перспективной деятельности.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются
на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения,
по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное
планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях
управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы
после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного
плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более
узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких
четких ограничений не имеет.
В-третьих, основное назначение
бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении
на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую
очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного
обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени
риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности,
но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные
планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда
как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются
непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя
- учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются
профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных
подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя
в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не
только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает
в будущем наиболее 'совершенную организацию выполнения бизнес-проекта
на основе соизмерения затрат и результатов.
В-пятых, отечественные специалисты
пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно
к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических
и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования
на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях
в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся
опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется
комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования,
но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях
и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.
В условиях рынка основные плановые задачи
каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:
- какой вид продукции или какое новое
дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
- каков будет рыночный спрос на предлагаемые
товары и услуги и как он будет изменяться;
- какие ресурсы и в каких количествах
потребуются для организации бизнес-проекта;
- сколько будут стоить необходимые ресурсы
и где найти надежных поставщиков;
- каковы будут издержки на организацию
производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
- какой может быть рыночная цена на данную
продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
- какими могут быть общие доходы и как
их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- каковы будут показатели эффективности
производства и как их можно повысить.
На начальных этапах составления бизнес-планов
на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе
выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем
требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных
планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав
и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как
вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения,
уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса
и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического
обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы
следующие рыночные показатели:
- общие исходные данные и условия выполнения
проекта;
- рынок сбыта продукции и производственная
мощность;
- материальные факторы производства и
требуемые ресурсы;
- местонахождение предприятия и транспортные
связи;
- проектно-конструкторская документация;
- организация предприятия и накладные
расходы;
- потребность трудовых ресурсов и источники
покрытия;
- планирование сроков осуществления проекта;
- финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют
не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических
расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима
достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая
планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную
структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих
более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ee основе
плановые показатели.
- Титульный лист: название и
адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта;
стоимость проекта.
- Вводная часть: основные положения
предлагаемого проекта.
- Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты;
предполагаемые потребители.
- Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения
и оборудование; требуемый административный и производственный персонал;
сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
- Производстенный план: содержание
технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики
и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура
и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики
сырья.
- План маркетинга: предполагаемые
цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз
новых видов изделий; целевые показатели.
- Организационный план: форма
собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности
партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы;
распределение обязанностей и функций.
- Финансовый план: план доходов
и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости;
основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
- Оценка риска: слабые стороны
предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные
стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
- Приложения: перечень основных
документов.
В российском малом и большом предпринимательстве
в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов
с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные
показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области:
- наименование инвестиционного проекта
и его краткое описание;
- цель проекта и сроки его реализации;
- срок окупаемости инвестиций;
- ожидаемые результаты от реализации проекта
(прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение
качественных характеристик);
- предполагаемая стоимость проекта (общая
стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);
- предельно минимальный срок кредита;
- форма гарантии возврата ссуды (залог
земли, недвижимость, оборудование, страховка);
- план инвестиций и срок возврата ссуды
по месяцам года;
- основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
- результаты реализации проекта (новые
рабочие места, закупка технологии, оборудования);
- структура себестоимости по основным
статьям расходов.
Наличие типового содержания бизнес-плана
расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях.
Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство
не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму
обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое
прочное место в российском предпринимательстве.
|