Если вы собираетесь делать бизнес в сети, вам как воздух нужен свой сайт. И не просто сайт, а успешный сайт.
Я не являюсь профессором по отделению успешных сайтов от неуспешных, но некоторые наблюдения привели меня к некоторым выводам. Ниже представлено мое сугубо личное мнение, каким внешне должен быть успешный сайт (а также каким не должен быть сайт) с точки зрения случайного посетителя.
Успешный сайт - это сайт, который приносит вам деньги.
Для этого вам нужно иметь:
- ценный продукт;
- умение вашего сайта продавать;
- хорошая посещаемость вашего сайта.
Хорошо посещаемый сайт - это сайт, который легко найти, на который приятно посмотреть и который хочется посетить еще не раз в дальнейшем.
Чтобы ваш сайт было легко найти, он должен быть хорошо раскручен. О раскрутке сайта поговорим в других выпусках. А сегодня поговорим о внешнем виде успешного сайта.
Доменное имя для сайта
Во-первых, визитная карточка сайта - это его имя. Лучше, конечно, иметь свой домен второго уровня. Это выглядит солиднее. Но для начала можно воспользоваться услугами бесплатных доменных имен. Но и здесь нужно очень аккуратно выбирать имя своему сайту.
Что означает имя i2r, ictk? Пока я не зайду на сам сайт, я не смогу этого узнать. И это очень плохо (для сайта). Если в поисковой системе я ищу нужные мне сайты по определенному запросу, и поисковая машина выдает мне список из сотни имен, я не захожу на все представленные сайты - на это нужно слишком много времени. Я захожу на те сайты, чьи названия наиболее подходящим образом соответствуют моему запросу. Если я ищу идеи бизнеса, я прежде всего пойду на сайты с именами idea, ideas, businessideas, myideas и только в последнюю очередь буду просматривать сайты с именами id, i2y, bid, mid и тому подобные бессмысленные буквосочетания.
Недавно я с большим изумлением узнала, что наша крупная городская торговая фирма "Обеспечение ВНИИЭФ" имеет имя сайта obesp ! Это что - экономия на буквах?
Не бойтесь длинных имен! Гораздо важнее охарактеризовать ваш сайт понятным именем, чем экономить на буквах.
Время загрузки первой страницы
Я не поверила своим глазам, когда не смогла зайти на сайт одной известной-преизвестной в России фирмы. Первая страница загружалась 10 минут, и так до конца и не загрузилась, потому что мне надоело ждать. Я не буду называть имени этой фирмы, потому что, зайдя на ее сайт позже, два месяца спустя после моего первого посещения, я обнаружила, что разум возобладал над желанием вывалить всю информацию сразу, и первая страница грузится теперь всего за одну минуту.
Уважаемые авторы сайтов! Я никогда не буду ждать более одной минуты, пока на мой компьютер загрузится все, что вы выложили на первую страницу. Помните, что самое главное для вас - поймать мой взгляд и удержать мое внимание. Поэтому делайте вашу первую страницу весом не более 100 кб.
Использовать или не использовать фреймы?
Сразу скажу - я не люблю фреймы. Это похоже на то, как будто окно в вашей комнате разделили на три части. Через одну часть окна вы можете увидеть улицу, через другую часть - соседнюю площадь, а через третью часть вы видите кусочек неба. Всего понемножку и ничего - в достаточной мере, чтобы разглядеть как следует.
К тому же я человек экономный, я не сижу в Интернете часами, я люблю сохранять найденную информацию и затем читать ее в off-line режиме. Чтобы сохранить полностью информацию на странице с фреймами, мне нужно трижды кликать на разных частях экранной страницы и отдельно сохранять информацию из каждого окошка. Это очень неудобно и утомительно.
А если иметь в виду, что страницы со фреймами с трудом обрабатываются поисковыми системами, то даже за одно это стоит от них отказаться.
Какие использовать цвета на сайте?
Самое худшее, что я встречала в сети - это желтые буквы на черном фоне или голубые буквы на синем фоне. И я всегда думала, а сами авторы сайтов заходят ли на свои творения? Как они все это читают? С помощью лупы? Я читаю следующим образом, делаю "Редактирование" - "Выделить все". Вот тогда что-то можно прочитать. Но для этого нужно сделать лишних два кликанья мышкой. Буду ли я это делать в следующий раз? Вряд ли.
После посещения сайтов с черным, рыжим, зеленым фоном я поняла, что самый лучший вариант - это черные буквы на белом фоне.
Очень эффектно и приятно для глаза смотрятся цветные полоски, на фоне которых обозначены заголовки - смотрите, например, на сайте http://www.auto.ru/ . Все достаточно скромно и приятно для глаза. А где приятно для глаза, там приятно и для души.
Грамотный текст и удобно читаемый шрифт
Информация - это самое важное в Интернете. Самое главное представление информации - это текст. Не графика, не анимация, не различные эффекты, а именно простые и понятные всем слова и знаки препинания.
И очень важно, чтобы слова были написаны правильно и знаки препинания стояли на тех местах, где нужно.
Если вы не чувствуете себя абсолютно грамотным человеком, наймите корректора. Вы выиграете больше, потратившись на услуги корректора. Или вы предпочитаете сэкономить на малом, и потерять в дальнейшем солидных клиентов из-за того, что они не поверят в то, что вы профессионал? (Кстати, на этом же сайте вы можете найти идею - "Виртуальный корректор" - как заработать на неграмотных сайтах.)
Кстати, о буквах. Относитесь с вниманием к выбору шрифта. Лучше, чтобы он был закругленным, типа Arial или Verdana (как текст, который вы в настоящий момент читаете). Такой шрифт читается без напряжения. Старайтесь меньше использовать курсив - его очень трудно читать.
Всплывающие окна - излишняя нагрузка на посетителя
Не люблю всплывающие окна. Мало того что они раздражают своим появлением в различных местах экрана, так они еще и отвлекают меня от той информации, которую я именно и искала. Я сравниваю эту ситуацию с подобной: представьте, вы увидели на улице красивую девушку, и в вас заиграла кровь (если вы - мужчина). Вы хотите с ней познакомиться, бежите за ней, и вдруг у вас на пути встает ваш старый надоедливый знакомый, предлагающий обсудить какую-то только ему интересную тему. Первое ваше желание - дать в морду надоедливому зануде. Вот и у меня возникает такое ощущение досады, когда меня отвлекают от моей погони за информацией.
Использование надписей к графическим изображениям
Еще одна, на мой взгляд, большая ошибка большинства наших web-дизайнеров - нежелание делать надписи к графическим изображениям.
Однажды я искала фирму, способную сделать для моего сайта качественный дизайн. Мне порекомендовали одну очень известную в Интернете фирму. Мне достаточно было взглянуть только один раз на сайт этой фирмы (я взглянула даже не на сайт, а только на его первую страницу), чтобы понять, что эта фирма мне не подойдет. На первой странице кроме белых прямоугольников не было видно ничего. Я ищу в Интернете только информацию, текст, поэтому часто работаю в режиме отключения графики. (Это также позволяет экономить деньги.)
Если вы думаете, что с развитием Интернета в нашей стране все равно отпадет надобность в надписях к рисункам, то вы ошибаетесь. Если вы хотите в Интернете делать деньги, хотите иметь как можно больше клиентов, даже таких, которые экономят на включении графики, вам просто необходимо скрупулезно делать подписи к каждому рисунку, к каждому пункту вашего меню.
Я знаю что говорю. Я видела в Интернете сайты американских миллионеров, которые сделали и продолжают делать деньги на простых посетителях Интернета, тех, которые просто ищут информацию. Уж в Америке-то Интернет стоит гораздо дешевле, чем у нас, и линии там работают быстрее. Но американские миллионеры потому и стали миллионерами, что они знают, КАК нужно зарабатывать деньги. Вы не должны пренебрегать ни одним посетителем, который случайно или не случайно зашел на ваш сайт. Кто экономит на малом в начале - теряет много в дальнейшем.
Экран
Почему-то некоторые сайты выглядят как широкоформатный кинофильм, не умещающийся на экране телевизора. Чтобы посмотреть всю информацию, размещенную на экране, требуется то и дело кликать по линейке развертки. По-моему, лучше иметь узкий сайт, чем широкий. А еще лучше такой, который оптимально заполняет весь мой экран, не больше и не меньше.
Предназначение сайта
Содержимое вашей первой страницы должно рассказать вкратце обо всем вашем сайте - какая информация на нем содержится, какое предназначение выполняет ваш сайт и что вы хотите от ваших посетителей.
Очень часто мне бывает непонятно, что хочет сказать автор того или иного сайта - то ли предложить сотрудничество, то ли что-то продать, то ли просто вас развлекает... Когда не знаешь, что от тебя хотят, не сможешь выполнить ТО, ЧТО от тебя хотят.
Вы должны четко определить, кто является вашей аудиторией, что вы хотите от посетителей вашего сайта. И вы должны разместить именно ту информацию, которую ищут ваши посетители.
Вы должны завладеть вниманием случайного посетителя уже на первой странице. Именно на первую страницу вы должны поместить все самое важное и интересное.
Неправильно, на мой взгляд, поступают авторы, отдаляя своих посетителей от получения важной информации. Например, размещают на первой странице только одну фразу - предложение перейти на следующую страницу.
Однажды мне порекомендовали сайт, на котором существует полезный форум. Я зашла на указанную страницу - и не нашла обещанного форума. Форум был спрятан внутри одного из разделов, и нашла я его только со второй-третьей попытки. Форум - одно из средств привлечения посетителей на ваш сайт. Потому что он служит одной из наиболее распространенных целей блуждающих по Интернету - общению. Существуют сайты, где форум посещается чаще, чем главная страница сайта. Поэтому форум должен являться полноправным разделом вашего главного меню (за редким исключением).
О меню. Раньше распространенной была следующая структура первой страницы: где-то сбоку (или сверху) располагается вертикальное (горизонтальное) меню, а в центре - анонсы новостей.
Сейчас я замечаю следующую тенденцию: все меню как бы разбросано по экрану. И это даже не меню, а указатели основных тем сайта. По экрану раскиданы заголовки тем с завлекающими анонсами. Для получения более подробной информации по каждой теме предлагается кликнуть мышкой в определенном месте. Я считаю, это связано с тем, что меню в его стандартном, привычном для нас виде не способно завлечь вниманием наибольшего числа случайных посетителей. Ну, скажем, ваше меню состоит из заголовков: "Новости", "О проекте", "Статьи", "Работа", "Сотрудничество", "Контакты". Скучно, не правда ли? А представьте, что на первой странице вашего посетителя встречает следующая информация:
"Вы хотите сделать успешным ваш бизнес? Не знаете, как это сделать? Заходите сюда и здесь вас научат, как повысить ваши прибыли на 300-400-500 процентов! Не верите? Но вы же не можете не верить, не посмотрев на это... Наше дело - предложить, ваше - действовать! - Клик". Или: "Ищем 8 человек, готовых зарабатывать $1000 в месяц. Если это именно вы, тогда вам сюда - Клик". "Чтобы быть умным, не обязательно много учиться. Чтобы зарабатывать большие деньги, не обязательно много работать. Чтобы научиться так зарабатывать - вам нужно учиться у профессионалов. Спросите у нас, как? - Клик".
Конечно, очень важно, чтобы вы делали то, что вы обещали - давали ценную информацию, но это уже второй этап работы с посетителями.
Независимо от вида и месторасположения вашего главного меню, вы должны тщательно проработать названия его разделов. Каждый раздел вашего меню должен содержать отдельную, однозначно трактуемую информацию. На одном сайте, посвященном бизнесу, я встретила два основных раздела. Они назывались: "Бизнес" и "Коммерческое предложение". Есть ли принципиальная разница между бизнесом и коммерческим предложением? Весьма тонкая и на первый взгляд совершенно не заметная. Поэтому я замялась на первой же странице, не зная, куда мне пойти, ЧТО мне интереснее?
Вы должны знать, что в Интернете люди перемещаются с помощью кликанья мышки, и любая заминка посетителя вашего сайта грозит вам тем, что он легко покинет ваш сайт. Потому что вы его не только не заинтересовали, но поставили в трудное положение. Это недопустимо.
Еще один пример. Вы зашли на сайт, посвященный поиску работы. На первой странице вы увидели название раздела "Поиск работы". Как вы думаете, ЧТО находится за этим заголовком? Вакансии, которые вам окажутся полезны? Статьи о поиске работы? Совсем нет. Там оказалось предложение внести свое резюме в базу данных. Если вы автор подобного сайта, вам следовало бы завести как минимум четыре раздела: "Вакансии", "Резюме", "Составление резюме", "Статьи о поиске работы". Те, кто ищут работу, пойдут либо просматривать вакансии, либо составлять резюме, либо направятся читать полезные статьи о поиске работы. Работодатели же заглянут в раздел "Резюме", ожидая найти там именно банк данных резюме.
Здесь же хочу отметить, если вы даете на сайте статью (на последующих страницах, не на первой), разместите ее полностью, не разбивайте на кусочки. Я всегда скачиваю заинтересовавшую меня статью полностью, сохраняю ее в виде файла, а затем читаю в спокойной обстановке.
Дайте вашему клиенту ознакомиться полностью со всей статьей, не заставляйте его прыгать со страницы на страницу. Мне как-то повстречался один интересный сайт, который публиковал полностью книги известных американских авторов, пишущих о бизнесе. Я с удовольствием взялась читать предложенную информацию. Но автор давал для ознакомления всего по два абзаца на экране, для продолжения чтения заставлял заходить на другую страницу, и так до бесконечности (книга-то объемная). Все, что у меня осталось в памяти от этого сайта - это раздражение.
Я понимаю, чего добивался автор сайта - как можно большему показу баннеров на своем сайте. Думая, что мне будет интересна его статья, и я буду ради нее каждые 10 секунд перепрыгивать на следующую страницу, он не подумал о том, а захочу ли я читать его статью таким образом?
Многие начинающие авторы подключаются к каким-то системам всплывающих окон (аналогично, для увеличения показа чьих-то баннеров), надеясь, что это приведет к популярности их сайтов. Не думая о том, каково посетителям их сайтов. Что они (посетители) находят на подобном сайте? Информацию, которую они искали? Можно сказать, что нет. Как можно читать текст на сайте, когда с экрана на вас прыгают разноцветные зайцы (именно на зайцев похожи иные не просто всплывающие, а прыгающие окна)?
Вы когда-нибудь заходили на такие популярные сайты как www.mail.ru или www.job.ru ? По-моему, с этих сайтов на вас ничего не прыгает. И это не помешало перечисленным сайтам добиться высокой популярности.
Чтобы вашему посетителю было удобно бродить по вашему сайту, вам необходимо снабдить ваш сайт удобной системой навигации. Такой, чтобы ваш посетитель мог из любого места вашего сайта выйти на главную страницу, в любой раздел меню. Навигация по вашему сайту должна быть организована настолько просто, чтобы посетитель интуитивно понимал, куда ему нажимать при поиске конкретной информации.
Я встречала некоторые сайты, структуру которых я никак не могла уловить. На главной странице я вижу основное меню. Иду в заинтересовавший меня раздел. А там - другое меню (совершенно не похожее на основное). Иду в один из разделов этого меню. Попадаю на страницу, где уже свое меню. То есть для каждой страницы - свое меню. Попав с главной страницы сайта с помощью нескольких переходов на одну из внутренних страниц, я уже и не знаю, как мне попасть в начало и попасть в другой заинтересовавший меня раздел.
Важный момент в успешности вашего сайта - это его пополнение, обновление, дополнение. Ваш сайт должен меняться, чтобы не казаться раз и навсегда застывшим изваянием, не способным родить что-то новое. Меняйте текст (каждый день, либо каждую неделю, либо раз в месяц), меняйте дизайн (хотя бы один раз в год). Если я знаю, что через неделю, и через месяц я найду на вашем сайте одну и ту же информацию, то я зайду в следующий раз на ваш сайт только через полгода (если не потеряю к тому времени вашу ссылку). Но если я буду знать, что через неделю на вашем сайте появится новая информация, то я постараюсь через неделю же и зайти к вам на сайт.
Если ваш сайт достаточно популярен, обнародуйте счетчик посещений - это прибавит еще большую популярность вашему сайту. Потому что ваш посетитель, не нашедший первоначально ничего для себя интересного, посмотрит на счетчик и скажет: "Раз люди сюда так часто заходят, значит, здесь что-то есть" - и задержится на вашем сайте подольше.
И еще очень важный момент, недооцененный многими нашими бизнесменами. Вы нашли посетителя, завлекли его на сайт. Он походил, посмотрел - и упорхнул. Может быть, ваш сайт ему даже понравился, но он в Интернете залетает на такое количество сайтов, что все сразу упомнить не может. Так вот, вы не должны просто так отпустить вашего случайного посетителя, вы должны его "окольцевать", вы должны уговорить его подписаться на вашу рассылку по электронной почте. Это может быть либо рассылка новостей вашего сайта, либо какой-либо бесплатный обучающий курс (это предпочтительнее), но вы должны закрепиться в сознании ваших клиентов, что вы есть, и что вы не только есть, но и очень нужны вашему клиенту. Но только обязательное условие: подписать на рассылку вашего клиента вы должны ненавязчиво. Вы не должны его уговаривать подписаться на вашу рассылку. Вы должны ему сообщить, что с помощью вашей рассылки он получит очень ценную информацию - он будет первым узнавать о ваших новостях, он научится зарабатывать так же как вы и т.п.
Некоторые наши сайты взяли на вооружение эту систему "окольцевания" случайных посетителей с помощью подписки на свою собственную рассылку, но многие из них делают это так неумело, что лучше они этого не делали бы.
Один встреченный мною автор сайта самостоятельно подписывает всех своих клиентов, используя их адреса, которые они оставляют на форуме сайта, а также тех клиентов, которые обращаются к автору сайта с какими-либо вопросами. И делает это без их согласия! Это первая большая ошибка. Вторая ошибка - он не дает возможность автоматически отписаться от навязанной клиенту рассылки. И третья ошибка, самая нелепая, на мой взгляд: вместо того, чтобы заинтересовывать клиента свежей интересной информацией, автор сайта каждый месяц посылает своим клиентам один и тот же текст, о том, что он существует и работает - и больше ничего!? Что тут скажешь? Каково вложение, такова и отдача.
Вкратце мы разобрались, каким внешне должен быть успешный сайт.
Он должен иметь легко запоминаемое имя, приятный внешний вид, привлекательные заголовки на первой странице, полноценные статьи на последующих страницах, отражающие ясность ваших намерений. Ваш сайт должен быть снабжен удобной системой навигации, должен выказывать уважение к любому посетителю, и желание увидеться с ним еще не раз.
Объем вашего сайта не имеет большого значения. Я видела успешные сайты, состоящие всего из двух страниц - на первой странице размещено описание продаваемого продукта, на второй - форма запроса для оплаты через кредитную карточку. И все. В чем секрет успеха такого сайта, не имеющего ни меню, ни профессионального дизайна, никаких кнопок от рейтинговых и поисковых систем - я еще не разгадала. Но кое-что поняла. Успех вашего сайта в большей степени зависит не от объема его наполнения, а от качества представленной информации.
Каждая страница вашего сайта должна содержать целенаправленную информацию и служить своей цели - зарабатывать для вас деньги. Не делайте лишней работы, не отвлекайте вашего посетителя излишними художествами и всевозможными эффектами. Дайте ему текст, взглянув на который, ваш посетитель воскликнет: "Это именно то, что я искал!"
ЧТО именно ищет ваш посетитель и сможете ли вы ему это предложить - рассмотрим в последующих выпусках.
И еще одно важное замечание. Некоторые начинающие авторы сайтов думают, что чем ярче цвета у его сайта, чем крупнее буквы, чем чаще он будет упоминать на страницах своего сайта свое имя - тем успешнее будет его бизнес.
Один мой виртуальный знакомый жалуется мне: "Нет, в Интернете делать бизнес невозможно. Ну, никто не хочет платить деньги. Я им каждую неделю говорю: заплатите мне деньги, и Вам прибавится. Я уже стал кричать об этом каждый день и на каждом шагу! И ведь никто не клюет!"
Так вот. Бизнес в сети делают не громкими лозунгами. Посетители вашего сайта - это не толпа, управляемая вами с трибуны. Это один человек по ту сторону вашего экрана. Их (ваших посетителей) много в совокупности, но каждый из них общается с вами один на один. И убедить вашего собеседника в выгодности вашего предложения можно только достоверными фактами (если они у вас есть), либо вашим сложившимся положительным имиджем (если пока достоверных фактов у вас нет).
Поэтому в начале вашей деятельности в Интернете вы должны очень скрупулезно работать над своим имиджем.
Как добиться положительного имиджа? Очень просто. Рассказывайте честно о том, что знаете. Никогда не ставьте своей целью - заработать как можно больше и любой ценой. Ваша цель - давать интересную и ценную информацию вашим клиентам.
Один мой знакомый не очень давно сказал мне очень интересную фразу, нелепую на первый взгляд, но очень характерную: "Если вы хотите чего-то добиться, надо этого немножко не хотеть...".
Вы хотите сделать бизнес в сети Интернет? Вы хотите, чтобы вам платили деньги за вашу информацию (или за ваши услуги)? Тогда вы должны добиваться не того, чтобы ПРОДАТЬ вашу информацию (услугу). А вы должны помочь вашим клиентам ЗАХОТЕТЬ купить ее у вас.
|